?

Log in

No account? Create an account
Люди - разные, ситуации - разные.

Хорошо чувствовать себя великим гуру, вещая о саморазвитии, достоинстве, внутренней честности - имея подушку безопасности.

Как это ты не можешь высказать начальнику в лицо, что он мудак и идиот? Да ты себя не уважаешь! Если ты не тварь дрожащая - то возьмёшь и выскажешь. Вот я же так сделал, и как видишь, жив-здоров, и живу получше тебе, и зарабатываю прилично.

Вот только если у тебя за спиной есть папа-мама-муж-родители-мужа, которые реально могут полгода кормить тебя, пока ты ищешь себя после увольнения с хлопаньем дверью - то цена такого дела совсем не та, как у того, кто даже заначки толком отложить пока не смог, и уж тем более не имеет такой поддержки. И риск совсем-совсем другой, агааа.

про эскалатор

Потаскано отсюда: https://metroelf.livejournal.com/959622.html

Полностью согласна с аргументами, и прибавлю ещё один: стоящий человек более устойчив, чем идущий, и тем более бегущий. Меньше риска упасть самому и толкнуть кого-то, устроив кучу-малу.

ПотасканоCollapse )

***

Учат: уступи, уступи, уступи. Место, игрушку, очередь, возможность высказаться, что угодно.

А вот обратной ситуации не учат. чтоб вот прямо словами сказали, что при таком-то раскладе уступить должны мне (именно "должны", а не "могут по доброй воле", ведь в первом блоке именно "должна" было, а вопрос о желаниях не стоял) и каким образом этого потребовать, если вдруг не делают.

Я только один вариант вспомнила. Пдд. Если я еду по главной дороге, а кто-то по второстепенной, то на перекрёстке он меня пропускает а не я его. И то с оговоркой, нужно смотреть, не въехала ли я в зону действия правила "дай дураку дорогу", и ещё отдельные танцы если машин много и чувак со второстепенной дороги ждёт долго.

Несимметрично получается.

***

Дерево без корней сохнет. Как, впрочем, и дерево, под корнями которого непотребство творится, вроде свалки токсичных отходов.

Примерно то же самое происходит и с жизнью пока-ещё-живого разумного, если он решает разделить её на достойное, стоящее усилий, имеющее смысл, высокое, духовное - и недостойное, никому не нужное, бессмысленное и низкое, телесное - и на основании этого деления отказать во внимании всему тому, что во второй категории оказалось, или уделять такое внимание из-под палки и по остаточному принципу.

Не надо так делать. И уж тем более не надо призывать кого-то так делать, или провозглашать нечто, что может оказаться последней каплей для такого решения.

И отдельно - не надо так делать с тем, о ком заботишься. Сначала накорми-напои, в баньке попарь и спать уложи - и только потом уже начинай разговоры разговаривать и о планах спрашивать.

ппкс

Нашла отлично сформулированное

потаскано отсюда: https://wizzard0.livejournal.com/585778.html


выложу тут кое-что мрачно-пафосное из головы, и пусть оно остается в 2018 году:

Все, что нас не убивает - делает нас сильнее. В чем-то. А в чем-то калечит.
Не повторяйте моих ошибок, не путайте ломание себя об колено с развитием.
Даже если вы видите, что именно это, в такой же ситуации -- кому-то помогло.

Людей много. Люди разные.
На пути, который для кого-то кратчайший, под вами может проломиться лед.
Открыть дверь, в которую вы вошли, у кого-то может просто не хватить сил.

Пробуйте все равно. А потом делайте выводы, и не стесняйтесь этих выводов.
Слушайте себя, принимайте себя, уважайте свои чувства и свои ценности.
И пусть в этом году у вас будет меньше борьбы с собой и больше спокойного движения.

Метки:

с новым годом

Всех, кто празднует сегодня - с праздником.
Весёлого процесса, приемлемого результата, хороших подарков и чудесного настроения.
Пусть всё будет хорошо и ещё лучше:)

О свидетелях.

Популярная схема.
Вау, я крут, я круто делаю *неважно что*, вы все должны радоваться, что вам разрешили посмотреть, а то и денег мне за это дать.

Наёбка.
И пустышка.
За исключением цирка и подобных заведений, где красивая картинка и есть целью, и все, включая зрителей, знают, что ничего за ней настоящего нет.

Потому что настоящее со свидетелями не так работает.

Свидетельствовать происходящее - работа.
Свидетельствовать в нужную сторону (доброжелательно, с поддержкой, с вниманием к ценному) - ещё более работа. Соучастие даже. В серьёзных штуках имхо даже с правом претендовать на некую часть результата.

Если кто-то хочет провести через себя в мир что-то настоящее и значимое - то это скорее уж он должен благодарить свидетелей за то, что приняли это и дали этому место в мире. Особенно если сделали это хорошо.

И да, быть свидетелем и не делать ничего самостоятельно - вполне годная работа. Даже, в нашей культуре, я бы сказала что более достойная, потому что сложностей больше.

Если нужно образом, а не схемой, то это повивальная бабка. Она не зачинала это дитя, она его не вынашивала, рожает в общем-то тоже не она - но если никто эту работу делать не будет, то ничего хорошего из этого не выйдет.

twimc

Светлого и счастливого Йоля тем, кто празднует.
Пусть в вашем доме будет тепло, пусть ваша еда будет сытной, пусть с вами рядом в эти длинные ночи будут те, с кем вам хорошо и безопасно.
Благословенны будьте!

***

Жалость к себе - очень ценная штука.

Особенно тогда, когда из каждого утюга звучит "доделать, достичь, победить".
К новому году, ко дню рождения очередного вождя, к государственному празднику - неважно.

И вдвойне - если внутри тоже есть что-то такое, что того же самого требует. Достичь, допрыгнуть, доработать, ещё больше, ещё выше, ещё сильнее, вджобывать до победы и ещё сверх того...

Потому что только жалость к себе позволит - остановиться. Осознать, что для того, чтобы стать героем, сначала нужно умереть - а мёртвые не только сраму не имут, но и плодами своей деятельности насладиться не могут. И выбрать иной путь.

Только жалость к себе позволит - позаботиться о себе, найти утром время позавтракать, потратить лишних пару минут на надевание термобелья (и сколько-то денег на его приобретение), отогреться, смазать кремом руки. И за счёт этого не пополнить собой ряды зомби, себя не помнящих, но куда-то упорно бредущих сквозь пургу.

Только жалость к себе позволит - выбросить из списка целей те, которые на самом деле не тебе нужны, а маме, бабушке, сто лет как дохлой великой княгине, великому что-люди-скажут, соседкам на лавочке и господину президенту. И вписать туда те, которые зовут - именно тебя.

Только жалость к себе позволит остаться живым.

Отчёт о ледоступах

Сегодня первый раз в них вышла.
У меня ледоступы фирмы poprus (название отдельно доставляет, дааа)

Вкратце - оно того стоит.

подробностиCollapse )

***

Живая, настоящая деятельность - как волна.
Есть время действовать - и время вытормозиться, успокоиться.
Время вложиться - и время наслаждаться собранной добычей.
Время давать - и время принимать, впускать внутрь себя.

Причём этот ритм завязан именно на время, а не на достижение результата. Время действовать ушло, результата нет - всё, значит до следующей волны так и будет.

А попытки постоянно фигачить, достигать, быть крутым, блещущим, неуязвимым, сильным, право имеющим, самостоятельным, правильным, безупречным, можно продолжить ряд - осмысленны и эффективны примерно так же, как попытка вдохнуть и не выдыхать.
Ни одна звезда не засияет,
пока не найдётся человек,
который будет держать сзади чёрное полотно.
Уинстон Черчилль


Если присмотреться - то в практически любой штуке, про которую люди говорят "я сделал чтобы стало так" есть вклад не только самого деятеля (того, кто так говорит или думает), но и ещё чей-то.

Чтобы вырастить ребёнка - нужна деревня, много взрослых, одна мать, или даже пара мать и отец - не справятся. Даже если они все из себя правильные, начитанные, образованные и заняты только этим и больше ничем.

Чтобы Вася сдал экзамен - кто-то должен Васю учить (или хотя бы написать для него учебные пособия), кто-то должен Васю кормить, кто-то должен обеспечить Васе крышу над головой, кто-то должен обеспечить Васе базовую безопасность (чтобы он мог заняться чтением учебника, а не убеганием от врага и поисками еды на послезавтра), кто-то должен снабдить Васю предметами для подготовки (тетрадь и ручка хотя бы), кто-то должен обеспечить Васе возможность явиться на экзамен вовремя и в подобающем виде. Кто-то должен экзамен у Васи принять, и принимать его так, чтобы результат отличался от "я сегодня злой, поэтому все на пересдачу пойдут". Кто-то должен как-то реагировать на бумажки, подтверждающие, что Вася этот экзамен сдал (если эти бумажки ничего не значат - зачем сдавать?). И кстати, кто-то должен позаботиться о Васином имуществе и его домашних зверях, пока Вася сдаёт экзамен и не может этого сделать сам.

На таком фоне гордое заявления Васи "я сдал экзамен!!!!" звучит уже несколько иначе, агааа:)
Особенно если ему ещё и одногруппники помогали.
Или преподаватель попался такой, которому проще сейчас поставить тройку, или даже четвёрку, и закрыть вопрос, чем возиться с пересдачами.

Ещё на ту же тему феминистки много говорят. И действительно, если посмотреть на ситуацию "мужчина чего-то там великого достиг", то практически везде оказывается, что и жена в его карьеру вкладывалась (перепечатывала рукописи, к примеру), и муж из него так себе был, и в быту его обслуживали, и дети были не его проблемой вот от слова совсем, и ещё какие-то дополнительные штуки задействуются вроде хорошего наследства, богатого дядюшки, незамужней сестры, работающей над тем же. Вроде бы примерно про это книга "кто готовил Адаму Смиту", но я её пока ещё не читала.

Что на практике получается.
Во первых, если кто-то настаивает, что чего-то добился полностью сам, и не живёт на необитаемом острове - то пора стряхивать лапшу с ушей.
И во вторых, если хочется что-то таки сделать более осмысленное, чем повседневная рутина, то нужно с кем-то кооперироваться. И честно признавать, что да, если я рисую картинки, а ты тем временем моешь посуду, пусть и с помощью посудомойки даже, то в моих картинках есть и твоя доля.

***



потаскано здесь: https://blog.patrickrothfuss.com/2018/11/the-coming-storm/

Не уверена, правда, что это такая уж хорошая идея.
По крайней мере, насколько помню текст канона, по итогам таких действий сильно лучше не стало никому, кроме, может быть, окрестных жителей, кому повезло выжить.

Но само выражение мне нравится:)

***

Если хочешь помочь кому-то что-то сделать, или научить - нужно дать ему ресурс.
Не разрушать зону комфорта - а наоборот, вложиться в неё.
Может быть, даже взять на себя какие-то дела, которые это существо обычно само делает (естественно, по взаимному согласию).

На примере проще.
Вот есть у нас абстрактный ребёнок, сферический в вакууме маленький Вася.
И есть у него папа-мама.
Васе нужно готовиться к экзаменам.
Умные папа-мама на это время постараются разгрузить Васю от его привычных домашних обязанностей, и уж точно не будут приставать к нему с посадкой картошки. Может быть, даже будут для него готовить вкусную еду и напоминать поесть.
Это будет их вклад в то, как Вася сдаст экзамены .
(да, при этом результат Васиных экзаменов получается коллективным, так оно и работает Позже как-нибудь напишу)

И действительно, Вася сдаст лучше, чем не менее абстрактный Петя, которому во имя повышения мотивации устроили весёлую жизнь, подкинув ещё и уход за престарелым дедушкой (например, с аргументацией "вот если не сдашь - всю жизнь таким заниматься будешь". Да, видела в реале).

Я вижу тут два слоя.

Первый простой: чтобы что-то делать - нужно иметь на это дело свободный ресурс. Время, силы, незасранный мозг (а значит и сон не по три часа в сутки), возможность купить нужное. Та машина, в которой нет топлива - далеко не уедет.

Второй сложнее.
Навык, полученный через "либо сделаю, либо сдохну" - ядовит.
Как и навык, полученный через "плевать на качество жизни, сосредоточусь на главном" (в общем-то это одно и то же, если присмотреться).
И потому что доступ к нему только через такие состояния возможен.
И потому что всё то, что такими руками сделано - будет в эти же состояния обваливать соприкоснувшихся. Возможно, не сразу, но вектор именно этот.

С результатом от таких квестов тоже примерно та же картинка. И это легко прочувствовать: если убиться об подготовку праздничного застолья, то даже любимый тортик в горло не лезет.

Чтобы учиться тому, что потом будет про жизнь - нужна безопасная опора. Болото в качестве такой опоры нихрена не годится, бездна тоже. Да, там тоже можно строиться - но тогда нужны сваи или надёжное перекрытие, и кто-то должен их притащить и забить на место. Лучше бы не тот, кто учится строить, а тот, кто уже умеет:)

***



И про меня тоже.
Все слои смыслов.

***

Зимняя радость - горячая сытная еда с насыщенным вкусом.
Если промёрзнуть летом или весной или осенью - не зайдёт, другое надо, а зимой - в самый раз.

Интересно, а кто-нибудь уже пытался собирать кулинарные книги по такому принципу? Чтобы по колесу года, по сезону - и не просто "к такому-то празднику положено то-то" или "в этом сезоне доступны такие-то продукты", а именно когда что зайдёт. Вплоть до нескольких вариаций одного и того же блюда - для разного времени.

***

Это скорее универсальное, не только про учителя - но взявшемуся учить важнее, чем прочим.

Почему-то люди любят называть своим достижением штуки уровня замков на песке.

Вот Вася учился много лет, постиг тонкости работы с интегралами, стал Уважаемым Учёным.
Но он боится разговаривать со своим трёхлетним сыном. Потому что с кем поведёшься - от того и наберёшься. а если он спустится на уровень трёхлетки и начнёт разговаривать простыми конкретными фразами - то какой же он учёный будет.

Вот Петя заработал многаденег. Завёл себе вип-банковскую карточку, купил пафосную машину и дорогой костюм.
Но стоит кому-то усомниться в богатстве Пети, пусть даже и неявно (врач предлагает дешёвое лекарство, сантехник использует "так дешевле обойдётся" как аргумент) - как у Пети мир заволакивает красной пеленой, и за себя он больше не отвечает.
Если же карточка с деньгами осталась дома, то у Пети будет паническая атака - без неё он себя чувствует голым.

Вот Марина, она с помощью спортзала-диеты-врача выстроила себе тело как у модели. Но если рядом с ней в транспорте посидит полная женщина - она бежит в душ и долго отмывается, чтоб не дай боже не быть как эта тётка, ведь это же ужасно.

Вот Оля, она бизнесвумен и строит карьеру. Вроде бы успешную. Вот только внезапно заболевшая няня повергает её в ад - Оля не может кормить ребёнка пюрешкой, ведь он может её запачкать, и тогда она будет выглядеть как домохозяйка, ужас-ужас, ну и что, что никто кроме ребёнка этого не увидит - всё равно ужас-ужас, это же унизительно - быть домохозяйкой.

Можно продолжать и дальше.

Я не думаю, что в таких случаях правомерно считать, что деятель чего-то там достиг. Потому что первая же волна смоет это нахрен - и всё, пиздец. Раз настолько цепляется за статус - то пустышка это, а не статус.

А если настоящее - то не боится от этого отступить или этим рискнуть.
Не боится спуститься на уровень ученика и жить там - потому что знает дорогу наверх (и может по ней провести ещё кого-то, агаааа)
Не боится оказаться в ситуации, когда штуки высокого уровня недоступны или неочевидны.
Не боится, что кто-то его воспримет как чувака, не достигшего.
В конце концов, не боится и правда потерять всё это - потому что один раз уже прошёл этот путь, и второй раз тоже сможет.

И не нуждается в подпорках типа "я сделал - я молодец, ты не сделал - ты лох".

***

воистину, лучший способ потерять вещь - положить куда-то с мыслями "чтоб точно легко найти было"

Метки:

***

Одна из самых больших пакостей - пытаться заставить разумное существо быть взрослым там, где оно ещё не готово. Опереться на свои силы там, где ему ещё надо опираться на силы старшего, не делать самому, а чтоб старший за него делал.

Потому что этим полностью перекрывается возможность когда-то всё же опереться на эти свои силы, по крайней мере, если потом оставить как есть, а не вложить в эту ситуацию дохрена ресурса извне.

Механизм тот же, как с усаживанием младенца, который сам не садится. Можно что-нибудь сломать - и тогда фиг он будет сидеть даже в то время, когда сверстники сидят. И чтобы вообще когда-нибудь сидел - придётся оооочень заморочиться.

Критерий как отличить - достаточно прост.

Если старший говорит "я устал, я задолбался, я не хочу за тебя больше это делать, я хочу тратить свои силы и время на что-то другое" - это оно и есть. И мне важно словами назвать, что в этой точке старший однозначно вредит своему подопечному (да и себе в общем-то тоже). Если старший вслух такое не говорит, но решает всё ту же задачу - перестать тратить время и внимание вот сюда - то никакой разницы, всё равно вредит.

А вот если младший хочет попробовать сам (не потому что старший расписал как это круто! не потому что старший как-то его замотивировал! скорее вопреки желанию старшего!!!), и пробует, и у него что-то получается (а старший тем временем бегает вокруг и разбирается с последствиями, пока получается не очень) - то эти грабли остались в стороне.

***

Ем прошлогодний самодельный пряник и удивляюсь.
Он не только не испортился - он ещё и такой, что я его именно ем а не грызу. Вкууусный. Даже без глазури, просто испечённый.
Никаких особенных условий хранения, металлическая эмалированная коробка в кухне стоит, на ней крышка лежит неплотно.
С магазинными такой фокус не проходит:)
Скоро уже в этом году тесто на такие заводить - оно хитрое, ему надо дать месяц постоять, и только тогда можно печь.

Метки:

Самайн

С праздником всех, кто отмечает сегодня.
Тёплого и безопасного дома, надёжного убежища, и смелости должным образом встретить то, что снаружи.
А ещё сейчас пора вспомнить, что наши мёртвые нас хранят, и поблагодарить их за это. А то и спросить совета.

Благословенны будьте!

Метки:

о стариках

Принесло телеграммом дивную статью
https://meduza.io/feature/2018/10/21/kak-dve-sobaki-chetyre-koshki-i-sotnya-popugaev-izmenili-zhizn-tselogo-doma-prestarelyh

Вкратце: в доме престарелых завели зверьё и всем стало намного лучше.

Получается, теперь я могу в список того, что я делаю для стариков, дописать ещё "разрешаю гладить котиков, общаться с ними, а бабушке ещё и кормить их и лоток чистить, а ещё иногда посмотреть на крыс или подержать крысу на плече".
А может быть и вообще тот факт, что я есть, от меня есть какой-то шум - думаю, меня можно посчитать попугаем:) Ну ок, вороной в клетке:)

***

Случается, что мнение со стороны и правда важно и ценно. И это вовсе не свидетельствует о слабости, некачественности, недостойности, горе ошибок и прочих пушистых северных лисах.

Вариант раз: если существо про себя осознаёт, что сейчас оно очень не в порядке. Грипп у него, или устало сильно, или съело не то, или ему мозги съели. Да, лучше важные решения отложить - но и с проходными лажать не хочется, а ещё иногда "отложить решение" - это тоже решение:) В общем, чужой работоспособный мозг бывает лучше убитого своего. Лишь бы он был хотя бы нейтральным, а лучше - на твоей стороне.

Вариант два: если существо технически не может дотянуться до нужной информации, а кто-то другой - может. Начиная от простого ритуала перед выходом из дома: попросить кого-то из домашних глянуть, всё ли в порядке. Очень помогает от приколов типа "забыла надеть юбку", "заправила юбку в трусы", "один глаз накрасила, а второй нет", "упрыгала по снегу в домашних тапочках". (и я не верю, что есть люди, доросшие до того возраста, когда уже сами одеваются, кто ни разу так не попадался)

Вариант три: существо знает, что его информация в конкретной сфере - хреновая. И ладно бы просто недостаточная, чаще бывает что там каша из годной, порченой, очень порченой, и вообще-ни-в-какие-ворота-не-лезущей, и существо не знает, какая из них какая. Хреновые учителя попались, или от родителей тараканов набралось, или опыт специфичный прилетел. Как по мне, тактически самое разумное (и самое честное по отношению к окружающим), что тут можно сделать - пометить всю сферу как негодную, и запрашивать мнения со стороны на каждый чих (а разбирать эту свалку - отдельная работа, когда и если будут силы на это дело). Но хорошо бы, чтобы у того, кого спрашивают, здесь было хоть немного больше порядка.

Вариант четыре: если существо действует не в своём пространстве, а в чьём-то ещё. Начиная от "маникюрша рисует клиенту цветочек на ногтях". В принципе сюда и ситуации обучения укладываются, только странным образом, так что эту грань замнём для ясности:)) Так вот, в таком случае правильнее будет ориентироваться на мнение владельца пространства. Ну или если пространство общее (вот пожалуй обучение скорее сюда) - то учитывать мнение всех совладельцев. Кстати, так можно общее пространство и наращивать:)

Вариант пять: любые ситуации формата "жопой чую, что что-то не так, но не понимаю, что конкретно". Скорей всего у такого непонимания есть причина, и скорей всего у постороннего, которого спрашиваешь - этой причины нет. Тут можно спросить и вовсе левого хрена с горы, обрисовав ему ситуацию в общих чертах. Он начнёт выяснять подробности, задаст вопросы - и тут-то ты и поймёшь, где собака порылась.

Думаю, ещё есть:)

***

В кране нет горячей воды. Точнее, в горячем кране нет вообще никакой воды.
В группе массива пишут, что совсем рядом прорвало трубу, гейзер бьёт, по дворам кипяточек растекается.
А мне хочется помыться, но сил возиться с чайником (а в первую очередь - внимательности, чтобы не вылить воду на чайникову подставку и кипяток на себя) уже нет.

Старательно отгоняю мысль про "сходить к гейзеру и начерпать". Постепенно она трансформируется в "сходить к гейзеру и помыться прямо там".

Останавливает, пожалуй, только то, что на сходить сил тоже уже не осталось.

Метки:

Откуда учитель может знать что то, чему он учит - хорошо?

Чаще всего можно видеть ответ либо "а мне мой учитель сказал" (и дальше вспоминаем анекдот про "celebrate, not celibate"), либо "я сам попробовал и убедился, что это хорошо".

Но второго всё равно мало!
Ок, учитель попробовал делать А - но может ли он сказать что-то о том, что будет если делать не-А? Упс, грабли.

Может ли девственник учить, что лучше не заниматься сексом? Нет, потому что он не проверял - вдруг секс всё же лучше, чем все те плюшки, которые он собрал на своём пути.

Может ли активно вджобывающий всю жизнь человек учить, что именно в достигаторстве смысл жизни? Нет, если у него нет опыта "валяться на диване, плевать в потолок, положить болт на всё".

Может ли та, что всю жизнь занималась карьерой, а на кухню заходила только чтобы ткнуть пару кнопочек, учить, что женское счастье лежит в звании директора фирмы, а не в большой кастрюле с пирожками? Нет, если она никогда не пробовала напечь эту самую кастрюлю пирожков, да ещё и поймать поток в процессе.

В каких-то внешних вещах ещё прокатывает "сам не делал, но видел как другие делали, и что у них получилось". Ну да, не обязательно лично поучаствовать в аварии, чтобы выучить, что улицу лучше всё же переходить на свой свет, да ещё и посмотреть по сторонам. Но как только речь заходит о каких-то более тонких и личных вещах - всё, приплыли, снаружи сложно отследить как действие, так и результат.

Я здесь умышленно оставляю за кадром идею, что "хорошо для учителя" ещё не значит "хорошо для ученика", живые разумные бывают разными, ситуации тоже :)

***

Одни и те же процессы могут быть очень разными в зависимости от того, сам ты туда полез или оно просто настало.

Тонуть в море и нырнуть в море. В обоих случаях - ты на глубине, кругом вода, под ногами нет опоры... Но тот, кто предлагает тебе понырять - вовсе не обязательно утопить тебя собрался:) А иногда нырнуть - лучшее, а то и единственное, что можно сделать, чтобы не утонуть.

С эмоциями тоже работает. В том числе и с эмоциями ближнего. Скорей всего, не всегда - ну так я и не торгую вундервафлями.

слова

Есть ли специальное название для ситуации, когда человек делает для тебя работу, о которой ты не просил, и которую не заказывал, и которая тебе не нужна, а потом требует за это благодарность (как вариант, материальную).

Пример раз: фотограф в популярном месте фоткает всех подряд, а потом предлагает купить фотки. Вот как только он переходит от предложения к требованию, а то и к угрозам (например, вывесить их на свою витрину в качестве рекламы) - это оно.

Пример два: бабушка снимает твоё бельё с верёвки, гладит всё, включая джинсы, носки и трусы, складывает аккуратной стопочкой, и считает, что она молодец и ей должны сказать спасибо, а не какого хрена.

Метки:

Ещё о граблях.

Один из способов "сделать так, чтобы некто научился чему-то нужному" - это загнать этого некта в ситуацию, где у него не останется другого выбора. Организовать ему локальный пиздец, а то и глобальный, чтобы у него был выбор между "развиваться", "расти над собой", "учиться", "эффективно работать" - или реально сдохнуть.

Особенно привлекателен этот способ тем, что и правда - работает. Чему-то этот некто научится, что-то у него получится.

А ворох развесистых граблей получится бонусом.

Грабли раз: этот способ требует вбухать весь ресурс в освоение вот этого, "нужного". В том числе и тот, что задействован в других проектах. В том числе и тот, который НЗ, оно же подушка безопасности. В том числе и тот, что в норме идёт на поддержание фоновой жизнедеятельности. А то, из чего вынут ресурс - вообще-то портится. Возможно, необратимо.

Грабли два: может так случиться, что доступ к навыку, или кускам личности, будет только в состоянии пиздеца. Возможно, именно это и произошло с теми, кто пытается учить этим способом. И дальше у существа нехитрый выбор - либо вернуться в ситуацию хуже стартовой (ресурс уже потрачен, навык так или иначе получен, переучиваться сложнее, чем с ноля учиться) - либо стать генератором пиздеца для себя и всех, кто не увернулся.

Грабли три: очень невыгодный курс конвертации ресурса. Да, можно взять доступ к личной вечности - верность своей земле, своему богу, себе-идеальному, любовь в конце концов - и на этом топливе выкопать центнер картошки или завершить квартальный отчёт. Оно того стоит? А ведь этот фарш назад провернуть не получится.

Грабли четыре: всё равно навык ядовитым будет. Да, существо сможет это сделать. Но лёгкости, потока, радости - не будет, а будет тот эмоциональный спектр, который характерен для этого существа при встрече с пиздецом.

Грабли пять (хотя при значимости, наверное, ноль): а этот навык или личностная характеристика точно нужны рассматриваемому существу? Это вообще часть его пути - или всего лишь кусок представлений самозваного учителя о прекрасном и правильном?

А противоядие простое: поступить с точностью до наоборот. Создать ученику безопасную ситуацию, в которой, в частности, он вполне может обойтись без вот этого навыка, потому что всю работу сделает учитель (заодно и покажет как). А дальше - если захочет взять, именно по внутреннему импульсу - возьмёт. А не захочет - значит, сейчас не надо, что-то другое важнее, или ещё 100500 причин.

крик души

Кто знает, как объяснить этому, мать его, андроиду и камере в нём, что не нужно поворачивать картинку после того, как сняли?!!! Вот я повернула камеру так, чтобы в кадре был верх сверху - и именно это я хочу видеть, когда иду в инстаграмм чтобы запостить. И именно это я хочу видеть, когда импортирую эту картинку на комп. А не повёрнутое на 90 градусов потому что кому-то из гремлинов показалось, что я имела в виду это.

Да, как потом повернуть - знаю. Но бесит. Хочу чтоб сразу было как я хочу.

Вынесу из комментов

Когда у тебя заканчивается ресурс - то можно (и нужно) открыть рот и сказать об этом. Хотя бы близким.
А не делать вид, что всё нормально.
Не пытаться выполнить все обязательства, сжавши зубы и рисуя на морде улыбку.
Не бить по голове всех, кого подозреваешь в том, что они на твой дефицитный ресурс покушаются (из такого состояния - это примерно всех, кто не успел слиться с фоном).

Потому что если есть близкий, который уже не грудной младенец, и которому ты ценен - то он способен понять и оставить в покое на время. А то и позаботиться о тебе, от "сделать дословно что ты сказал" до "выучить алгоритм для таких ситуаций".

И в любом случае близкий имеет право знать, что проблема - в том, что у тебя ресурс кончился, а не в том, что этот самый близкий, сволочь последняя, что-то не так сделал. А также и о том, что проходное желание ты исполняешь из последних сил (а такой ценой оно никому не надо, ты-живой-и-здоровый ценнее).

Метки:

Ленивые хачапури

Внезапно вкусно.
Смешать творог (настоящий, без пальмового масла), специи (ну хотя бы соль), нарезанный батон, и поджарить всё это на сливочном масле. Есть вилкой. На вкус - очень близко к тому варианту, который мне нравится.

Метки:

Знания уже довольно давно не являются тупо информацией. Скорее это некая сущность с набором свойств:
- собственно информация (Волга впадает в Каспийское море);
- фоновые данные, позволяющие эту информацию понять правильно (Волга - река, Каспийское море - примерно вон там, впадает - значит, можно плыть по Волге и приплыть в море);
- кто сказал (учительница географии, старая бабка, дошкольник, анонимус);
- в какой ситуации сказал (профессор может и разбирается в своём деле - но если он был пьян или болен, то есть нюанс; выступление команды квн также спорный источник данных);
- отвечает ли сказавший за сказанное (он просто так языком трепал - или это была ситуация передачи важной информации);
- насколько сказавший разбирается в теме (может этот профессор и хороший специалист в ядерной физике, но что известно о его понимании географии?);
- насколько лично я могу доверять сказавшему (может, он заинтересован меня обмануть? или приколоться надо мной?);
- и подозреваю, что список всё же не полон:)

Так вот, если брать тупо информацию, а по остальным пунктам проставить "шут его ведает" или такие параметры, которые заставляют сомневаться в качестве информации - то этого добра полный гугль есть:)

А знания от хорошего учителя тем и отличаются, что у них с такими свойствами порядок. Что учитель позаботился о том, чтобы набор фоновых умолчаний совпадал хотя бы в пределах разговора, что учитель не идиот и разбирается в том, о чём говорит, а также отвечает за последствия своих слов, что у учителя есть личные отношения с учеником, и поэтому ученик может ему доверять. И именно из знаний, полученных от учителя, из рук в руки - выстраивать личные фильтры, об которые потом проверять да хоть бы и то, что в гугле водится.

Ещё где-то здесь рядом тема обосновывания "откуда персонаж вот это знает"
Игрок может знать об игровом мире кучу всего - а персонаж должен где-то это вычитать, выучить, или кто-то ему должен ритуально сказать.
Вот как в сумерках подросшим оборотням рассказывают сказки. Сказки им рассказывали всё их детство - но именно сейчас ритуально говорят, что это на самом деле.

И именно задача учителя ритуально сказать всё, что нужно:)
Чтобы ученик что-то начал делать, мало дать ему высокую цель или вложиться на высоком уровне (или связать его с его личными высокими целями, что в экологичном случае одно и то же).

Нужно также дать и опору на низком, конкретном, вещном уровне. Показать, как это делать. Показать, как это жить - да, начиная от "что ты делаешь после того, как утром умоешься". И поддержать в первую очередь - именно в этом, в том числе и тогда, когда получается фигня, или после первых сколько-то полученных фигней опускаются руки.

Не просто "поэзия это круто, писать стихи надо о прекрасной даме, бери пример с Пушкина и с меня немножко".
А "ручку держат вот так, бумагу кладут вот так" (и своими пальцами сложить пальцы ученика на ручке, и своей рукой написать образцы крючочков, и дать обратную связь на кривые-косые крючки ученика, причём положительную, найдя из них самый годный).

Где-то здесь грабли, что ученик должен сам догадаться, что можно погуглить недостающее, а потом взять и погуглить.

Не просто "не должен", а там, где идёт речь об обучении как об изменении личности - это вредно. Потому что поток должен быть - из одного источника, из одних рук. По крайней мере, пока внутренняя структура не устоялась.

Перед "можно попробовать так, а можно эдак" - обязательно должен быть опыт "этот способ мне передал Учитель, я тоже так могу теперь, я умею, я - тот, кто может". На эту базу уже можно собирать. А раньше - нет, размоет.

Потому что оно не про информацию. А про ответственность и передачу права - мелкими кусочками, чтобы по силам было. Да, "ты сказал, что я уже могу" - очень сильная опора. Иногда единственная.

***

Как легко уронить разумное существо на уровень безмозглой амёбы! Всего лишь - отнять кусок ресурса, проще всего - подпортив внешнюю среду.

Грипп, холод - и попробуй думать о чём-то сверх "под одеялко" или "тёплого выпить"

Не, на волевом усилии какое-то время можно - только это не источник ресурса, а кредит, и проценты будут драконовские.

Да, и если кому-то вдруг нужно, чтобы эта амёба начала соображать, то идея "выпинать из зоны комфорта, чтобы был стимул собраться и развиваться" - упадочная. И не сработает.

А сработает - тёплый чай, тёплые носки, грелка, хоть бы и из бутылки с горячей водой, и безопасность для отлежаться и выздороветь. Достаточно долго и обязательно непрерывно.

Метки:

Весной, начитавшись всякого, насолила крапивы. В трёхлитровую банку складывала резаную крапиву и солью пересыпала. И в холодильник поставила.

Сейчас вот достала.
Верхний слой какой-то не такой был (я его солью не присыпала, кажется), его выбросила
из остального достала несколько ложек, положила в кастрюльку, долила воды, довела до кипения.
Работает!
Тот самый шаманский суп - в режиме быстросупа. Ну или можно варить нормальный, просто крапиву добавлять уже в конце.
Самое то, чтобы выздоравливать от гриппа.

Календарь

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Syndicate

RSS Atom
My Wishlist


Фазы Луны на RedDay.ru (Киев)


free counters

На этой странице

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow