Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Ворон

Ещё о граблях.

Один из способов "сделать так, чтобы некто научился чему-то нужному" - это загнать этого некта в ситуацию, где у него не останется другого выбора. Организовать ему локальный пиздец, а то и глобальный, чтобы у него был выбор между "развиваться", "расти над собой", "учиться", "эффективно работать" - или реально сдохнуть.

Особенно привлекателен этот способ тем, что и правда - работает. Чему-то этот некто научится, что-то у него получится.

А ворох развесистых граблей получится бонусом.

Грабли раз: этот способ требует вбухать весь ресурс в освоение вот этого, "нужного". В том числе и тот, что задействован в других проектах. В том числе и тот, который НЗ, оно же подушка безопасности. В том числе и тот, что в норме идёт на поддержание фоновой жизнедеятельности. А то, из чего вынут ресурс - вообще-то портится. Возможно, необратимо.

Грабли два: может так случиться, что доступ к навыку, или кускам личности, будет только в состоянии пиздеца. Возможно, именно это и произошло с теми, кто пытается учить этим способом. И дальше у существа нехитрый выбор - либо вернуться в ситуацию хуже стартовой (ресурс уже потрачен, навык так или иначе получен, переучиваться сложнее, чем с ноля учиться) - либо стать генератором пиздеца для себя и всех, кто не увернулся.

Грабли три: очень невыгодный курс конвертации ресурса. Да, можно взять доступ к личной вечности - верность своей земле, своему богу, себе-идеальному, любовь в конце концов - и на этом топливе выкопать центнер картошки или завершить квартальный отчёт. Оно того стоит? А ведь этот фарш назад провернуть не получится.

Грабли четыре: всё равно навык ядовитым будет. Да, существо сможет это сделать. Но лёгкости, потока, радости - не будет, а будет тот эмоциональный спектр, который характерен для этого существа при встрече с пиздецом.

Грабли пять (хотя при значимости, наверное, ноль): а этот навык или личностная характеристика точно нужны рассматриваемому существу? Это вообще часть его пути - или всего лишь кусок представлений самозваного учителя о прекрасном и правильном?

А противоядие простое: поступить с точностью до наоборот. Создать ученику безопасную ситуацию, в которой, в частности, он вполне может обойтись без вот этого навыка, потому что всю работу сделает учитель (заодно и покажет как). А дальше - если захочет взять, именно по внутреннему импульсу - возьмёт. А не захочет - значит, сейчас не надо, что-то другое важнее, или ещё 100500 причин.
Ворон

***

Говорят: если твоим действиям не было сопротивления, если ты не приложил усилия, чтобы их преодолеть - то смысла в твоих действиях нет, ты не развивался и ничему новому не научился.

Врут, однако.

Во первых, если сопротивление есть - значит, ты насилуешь этот кусочек мира. Вместо того, чтобы танцевать с ним. Это не про развитие, а наоборот.

Во вторых, в большинстве ситуаций если сопротивление есть и усилия нужны - ты идиот, не додумавшийся, как сделать проще. Прорубающийся сквозь джунгли напрямую в десятке метров от утоптанной тропы, по которой звери на водопой ходят.

И в третьих, почти всегда сопротивление - признак того, что ты делаешь глобально очень не то. Тут я могу и из личного опыта добавить. У меня очень не складывалось с поступлением в аспирантуру, вот буквально всё не складывалось, что могло не сложиться, вплоть до случайно залитых документов. Но я не видела для себя тогда другой дороги, вот совсем - аспирантура это стипендия, без которой (я так видела) я сдохну. Чем это для меня закончилось - френды знают, а остальным вкратце - большим песцом и большой подставой, в том числе и на деньги завязанной.

Если что, здесь я не призываю к тотальному отказу от насилия и действий через сопротивление.

Бывает так, что оно и правда надо, и вопрос цены тут уже просто не стоит (да, у меня тоже есть такое).
Бывает так, что что-то делать надо, других вариантов не видишь, и спросить не у кого (кстати, похоже то, что видишь только один вариант а не более-менее широкий кусок веера - само по себе признак пиздеца... но это я сейчас такая умная, раньше бы кто сказал).
Бывает так, что уже вписался во что-то не то, и теперь надо вылезать, пока тебя не доели.

Но во всех этих случаях "я приложил усилия и добился" - не признак того, что "я молодец", а наоборот, характеризует тебя как того, кто смог вляпаться в ситуацию, из которой только вот это оказалось доступным способом действий. Этим не хвастаются, об этом сожалеют.

Ну а если кто-то запихивает ближнего в такой расклад, именно целенаправленно, а то что это он себе позволяет расслабиться - то у этого кого-то наверное болит там, где его самого так когда-то пнули. И мне очень хочется подарить такому существу возможность получить опыт безопасно расслабиться - чтобы и правда ничего плохого не случилось и никто не пинал.
Ворон

Ещё к теме учителей.

Учитель обычно куда-то ведёт ученика. Из точки А в точку Б:)

При этом хороший учитель не забудет спросить ученика, нужно ли ему вообще в эту самую точку Б. Честно рассказывая обо всех плюсах и минусах, а также о цене дороги.

По крайней мере насколько сам в курсе. Не знал - хреновое оправдание, но так бывает, и тогда учителю придётся помогать вляпавшемуся ученику, и при этом ещё и принять негативную обратную связь. И согласиться, что да, лопух, не подумал, не знал, не учёл, виноват, в общем. И не слишком испортиться об это.

И прожить с учеником весь тот негатив, который возник из-за того, что вляпались. Остаться вместе с ним вот таким - слабым, испуганным, разбитым, невменяемым, злым. Разбираться не только с ситуацией, но и с тем, что именно с учеником теперь получилось. Успокаивать, сопли вытирать, вот это всё.

И да, никакие плюсы не обнуляют минусы. А никакие минусы не обнуляют плюсы. Это только в математике их можно по взаимозачёту сократить (и то далеко не всегда), а по жизни это вообще две разные независимые коробочки.
Ворон

Хороший учитель - лайт

Был в моей жизни и хороший учитель. И в какой-то мере есть:)
Лайт-версия - потому что только в одной сфере, а что она расползается на всё, так это тоже пожалуй одна из примет.

Однажды я заметила предложение записаться на йогу совсем рядом с домом. В школе снимали зал, денег хотели немного - и мне было интересно.

Знакомиться с тренером пришла вечером, и в моей памяти это холодный вечер, скорее даже ночь уже - хотя по факту осень должна была быть. Темно на улице, внутри тоже со светом непонятно, лабиринты. И внезапно очень тёплый и спокойный парень, с мурлычущим голосом и кошачьими движениями. Успокаивающий одним своим присутствием в пространстве. И объясняющий что мне тоже можно, йога вообще не про "быстро достичь результатов, посоревноваться" и минимальной планки вообще нет. Объясняющий так, что я поверила, что у меня тоже получится. И растворяющий дистанцию в ноль самим своим присутствием.

Много ли нужно, чтобы настроить пространство? Учителю хватало себя самого, ароматической палочки и магнитофона с диском. И то, магнитофон появился уже позже.

Группа подобралась не то что нолевого уровня, а скорее минусового - у каждого какие-то свои затыки относительно того, что считается нормальным для человеческого тела. Это не мешало. Если смотреть на асану как на набор точек и векторов, то почти каждую можно адаптировать, а какую нельзя - ту пока и не стоит делать, а возможно и вообще никогда не стоит.

Хотя спектр подстройки меня всё ещё продолжает впечатлять. Я так не умею:) Учитель объяснял, что корректнее будет держать асану не на время а определённое количество личных дыхательных циклов, при этом ритм дыхания не трогать (кроме отдельных асан где дыхание входит тоже в набор векторов). Соответственно у каждого в группе получается свой ритм. При этом учитель умудрялся не только показывать связку в таком ритме, чтобы каждый мог повторить в своём, но и когда подходил что-то подправить руками - то каждый раз его ритм дыхания оказывался синхронным с ритмом ученика. Как-то я даже специально проследила - да, ритм меняется по дороге.

Занимались вечером, так было удобнее. Расходились уже ночью. Учитель провожал всех до домов и света, чтобы никому не идти в темноте одному - и это как-то само собой получилось, я не помню чтобы это оговаривалось. А когда было скользко, ещё и показывал, как можно идти по льду, не воюя с ним.

Вообще идея "не надо воевать", или же ахимса если в оригинале - была одна из первых. Не нужно прикладывать усилия чтобы завернуться в асану, цель не в этом. Не нужно прикладывать усилия, чтобы что-то сделать - нужно найти затык и либо открыть поток в этом месте, либо принять что вот сейчас не идёт. До этих занятий я слышала о ненасилии только по отношению к другим, на уровне "и не смей вякать, нет у тебя права что-то требовать там, где тебе сами не дают". Учитель же сказал, что эту практику нужно начинать с себя - или же не начинать вовсе.

И рядом с учителем всегда было безопасно. Именно базово - безопасно. От мелочей - переодевались в том же зале, больше негде, половыми различиями не заморачивались, и это не просто никому не мешало, это вообще не воспринималось как проблема. Попробовать более сложную асану со страховкой - безопасно, потому что уже наработался опыт доверять этим рукам, их силе и бережности. Сказать, что я сегодня чувствую себя не очень - безопасно, никто не станет обвинять в этом, просто учитель подстроит набор асан под это дело, а заодно и объяснит, как подстраивают в таких случаях, чтобы если кто будет самостоятельно практиковать, то понимал, как быть. Прийти заплаканной - тоже безопасно, и получить в ответ помощь и поддержку, а не требование немедленно начать излучать позитив, и признание моей боли как ценности, того, чем тоже можно наполнить подставленные ладони.

И какое-то время после занятия это поле держалось - именно как поле а не просто ощущение, было сколько-то эпизодов, когда пиздец мог с хорошей вероятностью случиться, но не случился. Чудом.

Потом что-то не сложилось - сначала у меня, уже даже не помню почему перестала ходить, то ли уехала куда-то, то ли ещё что-то такое. Потом он перебрался в другое место вести занятия и мне было очень не с руки ездить. Я не знаю, что с ним сейчас, ведёт ли ещё. И на каком-то уровне знаю, что всё у него хорошо.

Потому что каждый раз, когда я расстилаю коврик для йоги - я слышу его мурлыкающий голос, и он меня держит.
Когда в больнице я разбиралась как со всей этой фигнёй встать и чтоб шов не порвался и дойти до туалета и обратно тоже - меня держал его голос.
Когда я иду по льду - меня держит его голос и его руки.
Когда я ловлю кого-то из моих стариков, пытающихся встать или залезть куда-то - я чувствую его руки рядом со своими, и мне становится понятно, как именно нужно ловить чтобы всё обошлось.
Когда я заплетаю "колосок" и мне нужно дотянуться - я слышу его голос и чувствую, что он подхватывает пряди, чтобы не рассыпались.
Ворон

Ещё кусочек паззла про помощь и проблемы.

Бывает так, что у существа есть проблема, и она действительно мешает этому существу жить.
Но если посмотреть на жизнь существа целиком, не только прицельно на проблему - то оказывается, что лучше для этого существа проблему не трогать, жить с ней дальше. По крайней мере какое-то время. Потому что любая попытка что-то с ней сделать обойдётся дороже, в том числе и в долговременной перспективе.

Например, мелкая хроническая болезнь при уже имеющемся наборе болячек, делающих риск и неудобства при лечении её известными средствами выше, чем риск и неудобства жизни с ней.
Или какая-то бытовая неустроенность, на исправление которой нужна значительная сумма денег - которые пришлось бы вынуть из более значимых проектов.
Или сволочь-преподаватель, с которым по окончании учебного года можно расплеваться и не иметь общих дел, тем более если он не по профильному предмету.
И ещё 100500 вариантов.

Получается, что что-то делать с проблемой - плохая идея.
Тем не менее, проблема есть. От неё неприятно, неудобно, она жрёт ресурс.

Так вот, самое плохое, что можно в этом раскладе сделать - попытаться заткнуть рот и запретить жаловаться и ныть. Требовать "либо измени ситуацию либо заткнись". Отказываться выслушать по сотому кругу жалобы на одну и ту же ситуацию. Отказывать в сочувствии, фыркать что "ты всё время ноешь, но ничего не делаешь, сам виноват".

Не надо так. И вдвойне не надо - называть вот это помощью и считать себя благодетелем. Потому что тот, кто так поступает - по сути делает себе красиво за чужой счёт, запихивает существо в ситуацию, когда оно вынуждено тратить больше ресурса, чем может.

Надо - наоборот. Не пытаться решить проблему. Не пытаться стимулировать существо решить проблему. А помочь ему продержаться и пережить. Может быть - выслушать, да тысячный раз одно и то же. Может быть, поплакать вместе. Может быть, взять на себя какие-то его дела, если это уместно. Может быть, придумать какой-то костыль, позволяющий легче жить с этой проблемой. А в целом - самому быть таким костылём, аппаратом для поддержки жизнеобеспечения. В том числе и за счёт какого-то куска своей жизни и своих планов, иначе это не работает. Нельзя что-то дать - и остаться при своих.
Ворон

почитать или посмотреть

Если кому-то попадалась книга или фильм с таким сюжетом (не обязательно основным), то поделитесь наводкой.

Есть некое существо. С одной стороны существо достаточно сильное (неважно, физически, магически, ещё как-то), чтобы иметь возможность создавать окружающим кучу проблем. С другой стороны существо - ребёнок (или по каким-то причинам сейчас разумно как маленький ребёнок), не понимает, что творит, и не понимает, что такое "договариваться".

У существа есть наставник, учитель. Не обязательно того же вида. Важно, что у него нет возможности пресечь деятельность существа техническими средствами (буянящего ребёнка можно сгрести в охапку и унести с детской площадки, вне зависимости от того что ребёнок думает - а здесь не прокатит, скорее "ребёнок" может учителя сгрести в охапку и унести), также нет возможности уехать с существом туда, где ему будет нечего ломать. Бросить существо он тоже не может. Все вокруг считают, что за действия существа ответственен именно он, и выдают обратную связь именно ему (в том числе и по морде как вариант), поскольку существу выдавать её безнадёжно.

При всём этом учитель ещё и заинтересован в существе, оно ему эмоционально значимо. И он пытается его учить чему-то, ищет способ договариваться и объяснить что такое договариваться.

И - важно - у него получается. Чтобы в финале у них всё сложилось хорошо. У существа и у учителя, что будет к тому времени с окружающими (сколько-то раз существо таки создаст для них серьёзные проблемы, просто потому что может, не со зла) - неважно.
Ворон

***

Очень полезная штука, которой увы не учат в школе (а надо бы) - что в некоторых состояниях разумность разумного существа резко портится. И любое самостоятельно принятое из такого состояния решение будет по определению хуже, чем решение, принятое посторонним хреном с горы, который даже не в курсе всех подробностей ситуации. Конечно, лучше обращаться не к хрену с горы, а к доверенному близкому, только его нужно ещё сначала найти (и искать из помянутого состояния - точно плохая идея... Лучше уж заведомо посторонний хрен, которому никакой выгоды в проблемах существа нет).

Причём имхо такому лучше на практике учить. Чтобы не только логическое, а ещё и шкурное знание, "вот я писал тест с температурой, и получилось хуже, чем если бы писал его, подбрасывая монетку". "вот я был голодный и наделал то-то и то-то, лучше бы я спросил друга, хорошая ли это идея". Ну и навык - запрашивать помощь и следовать ей. Не тратя остатки ресурса на "я сам!"

Я с внятным проговариванием этого встретилась в контексте употребления различных веществ - что прежде чем делать что-то, нужно спросить того, кто не употреблял сегодня, хорошая ли это идея, и делать как он скажет, потому что он в контакте с реальностью, а ты, раз употребил - нет.

И имхо это одна из тех вещей, в которых нельзя отказывать вообще никому. Т.е. если кто-то говорит "мне плохо, я уже не соображаю, у меня такая-то ситуация, нужно срочно что-то решить, реши за меня" - отказывать нельзя. Кроме разве что варианта "извини, я сам сейчас такой".

Примерно рядом - расклады, когда словами не спрашивают, но по существу видно. Тогда словами проговорить, что можно пойти спать, можно попить воды, можно открыть окно, можно обнять бутылку с горячей водой - тоже помощь, и тоже настолько базовая, что отказать в ней совсем нельзя.

Сейчас вот наблюдаю, что делает со своей жизнь человек, как раз отплясывая на этих граблях. Подробностей особо не будет, это не моя ситуация, и даже возможности внятно вмешаться у меня нет. Из этого состояния меня не услышат, я тут левый хрен с горы.

Просто печально. Как каждый чёртов раз человек из кучи годных возможностей умудряется выцепить чуть ли не единственную такую, которая усугубит его проблемы. На ровном месте усугубит, блин. И рядом же есть те, кто хочет и готов вложиться в исправление ситуации. И вполне мог бы взять на себя этот спектр решений. Если человек отдаст. А человека переклинило на "я сам!"
Он

***

Очень важный этап в обучении чему угодно - время, когда ученик уже с одной стороны может это делать, а с другой, ещё не обязан. Причём не обязан не только "нет обязательства перед старшими", но и по объективным последствиям - если не сделает или сделает хреново, то учитель сделает за него.

Если существо учится готовить - то какое-то время оно готовит когда хочется, экспериментирует, играет с едой - и не рискует остаться голодным, а то и оставить голодать всю семью, если что-то пойдёт не так или если сегодня нет настроения.
Если существо учится шить одежду - то базовый набор одежды у него таки должен быть, чтобы не остаться с голым задом от того, что не получилось пошить.
Если существо учится плавать, то какое-то время оно плавает там, где в случае чего его выловят. И имеет девайсы для ситуации "быть в воде хочу, сам плавать не хочу".
Если существо учится ездить на велосипеде, то оно не уезжает от дома дальше, чем может без проблем вернуться пешком (и в идеале - проблема транспортировки велосипеда домой - не его проблема, а его старшего).
Если врач учится лечить людей, то рядом стоит опытный наставник, готовый в случае проблем разрулить ситуацию (и увидеть проблему до того, как ученик задумается, что что-то пошло не так).

Если в этом месте не срослось - навык, конечно, может быть освоен. Но полноценной опорой и частью личности, частью корней он не станет. Потому что - заставили. Насильно впихнули. И вот это ощущение бессилия и "беда в том, что взрослые - это и есть мы" - способно отравить что угодно.
Ворон

Помечтать

Хорошо бы вузы занимались не только обучением, а ещё и техподдержкой.

Не так, что выпустился - под зад ногой и до свидания, если, конечно, не пошёл в аспирантуру.

С апдейтами.
Открыли что-то новое - сразу всем выпускникам соответствующих специальностей рассылка.
Закрыли что-то старое - сразу всем выпускникам соответствующих специальностей рассылка.
Выяснилось, что некий профессор был уже не в порядке, когда читал свой курс - всем выпускникам этого профессора рассылка с информацией о нужном содержании курса и как это самостоятельно изучить.

С обратной связью.
Чтоб каждый выпускник мог написать "вы меня учили тому-то и тому-то, я попробовал применить на практике, получил вот такой результат" - и чтоб по итогам такого послания менялась учебная программа, чтоб следующие выпускники уже знали, что вот так делать не надо потому что будет такой результат. Ну или наоборот, надо.

С ответственностью за результат и возможностью послать к производителю на доработку.
Если выпускник учинил феерический факап по своей специальности - информация об этом должна оказаться и в родном вузе тоже, и там должны разобраться, как так получилось, что их ученик, с их дипломом - оказался способен вот такое учинить. Точно так же, как телевизор с заводским браком пошлют обратно на завод и завод будет разбираться, как так получилось, и что делать, чтоб больше не.

С курсами повышения квалификации для выпускников - на всё той же базе.

Даже пожалуй знаю, как это экономически осуществить.
Во первых, дать вузам больше свободы в выборе кого учить а кого нет, и снизить цену вопроса при отчислении. Чтоб это не становилось автоматически пинком в армию или на улицу. Чтоб профессор, отчисляя студента, который не тянет - не имел оснований чувствовать себя сволочью. И запретить требовать при приёме на работу диплом о высшем образовании, если навыки и знания конкретно этой специальности на этой работе не нужны.
И во вторых - убрать бюджетное финансирование нахрен. Вместо этого обязать каждого выпускника, работающего по специальности, перечислять на счёт родного вуза определённый % зарплаты. Пожизненно. И соответственно за профессиональные факапы выпускников с вуза тоже какую-то сумму взыскивать.
Ещё как-то перекрыть ситуацию "зачем нам обучать новых студентов - доходов со старых на наш век хватит".


Ворон

о разных реальностях

Хвост от одного разговора.
Там было - что если у собеседника с его версией реальности что-то не так, то лучше с ним не общаться, а то и у тебя будет кривая версия реальности. А моё предложение подстроиться и говорить и действовать в реальности собеседника и вовсе вызвало возмущение.

Ну будет. Ну одна из рабочих реальностей будет с изъяном. И что?

Катастрофой это становится только если у человека реальность всего одна.
Возможно, это настройка по умолчанию. Но я живу иначе. И видела многих, кто живёт иначе. И даже знаю, как учат одновременно удерживать несколько разных.

Высшее образование. Мехмат.
Почему-то никого не смущает, что на одной паре нужно читать заклинания про эпсилон больше ноля и шутить о том, какая именно катастрофа случится если он вдруг станет отрицательным. На следующей уже нужно помнить что ноль это такой символ, а "больше ноля" и вовсе бессмысленное выражение. На ещё следующей - что нам вообще не важна суть икса, а важно, в каких именно он отношениях с игреком, и если у нас есть ещё одна пара а и б, пребывающих в таких же отношениях, то можно считать икс идентичным а, а игрек идентичным б. И заполнировать всё это каким-нибудь древним греком с его мнением о том, из чего же состоит мир и почему именно из этого. Получается уже как минимум пять реальностей, включая физическую, в которой столы-стулья-перекур-буфет-туалет-ручка-закончилась.

К этому добавляется ещё и навык понимать когда которая реальность нужна. Да, базово это на уровне "вижу препода, препод читает такой-то предмет - реальность такая-то". Позже больше - когда идут отсылки к тому, что уже раньше изучали. Или когда возникает практическая задача. Или когда из реальности-данной-в-ощущениях прилетает нечто такое, что не удаётся понять автоматически.

Не настолько ярко, но более доступно.
Есть дивные эльфы.
Про них можно знать, что они ростом повыше человека, красиво поют и живут на деревьях.
Про них можно знать, что ростом они с дюйм и у них есть крылышки.
Про них можно знать, что они жестоки и глаза у них жёлтые.
Про них можно знать, что они пользуются не аристотелевой а эмоциональной логикой.
Про них можно знать, что они имеют такой-то иммунитет к таким-то заклинаниям.
И не бегать по потолку от того, что эти фрагменты знания между собой не стыкуются никак.
Более того, при встрече с настоящим эльфом, если вдруг повезёт - можно довольно быстро из всех доступных наборов собрать подходящий. Или выстроить новый, если в имеющихся чего-то не хватает.

А ещё, я уверена, что многие из способных это прочесть - знают про свой компьютер одновременно и что это такая конструкция из проводков-железок-прочей-электроники - и что это живое существо с характером. И нисколько не портятся от того, что эти два знания между собой не стыкуются:)