Lomelind (lomelind) wrote,
Lomelind
lomelind

Category:

Повышать мотивацию - не всегда хорошо

Дивные грабли, за которые я недолюбливаю "достигаторские" книжки.
Те книжки, которые посвящены идее "делай одно, другое, третье, и достигнешь своих целей, и будет тебе счастье". В некоторых вместо "своих целей" стоит авторская конкретика.

В каждой из этих книжек обязательно есть мотивирующие кусочки. Про то, как делать, даже если не хочется, сил нет, устал, разочаровался. Про то, как продолжать делать.

А вот проверки, не наступила ли ситуация, когда действительно лучше бы не делать, перестать делать, на время или вообще, или отказаться от описанных в книге целей, или тех, какие на старте назвал своими... Честно говоря, сходу не помню ни в одной. Некоторые элементы есть в джедайском тайм-менеджменте, но скорее в фоне, а прямым текстом такого тоже не помню.

Хотя в целом понятно, что такая ситуация наступить очень даже может.
Хотя бы потому, что мотивируя Васю делать Х, мы одновременно мешаем ему делать всё остальное. В том числе и выполнять свои обязательства, зарабатывать деньги, общаться с близкими, есть, спать, посещать душ. Хотя бы потому, что у Васи всего 24 часа в сутках, ограниченное количество сил, которое он может потратить в эти 24 часа, и упсс, скорей всего ему уже этого не хватает, иначе он такую книжку вряд ли стал бы читать.

И в сумме может получиться хуже. Пример с джедайского форума - если человек спит 4 часа в сутки, то если мы сумеем его замотивировать посвятить каждый день час посещению спортзала - то мы ему скорее навредим. Потому что при его ситуации лишний час сна принесёт больше пользы.

Так вот, книжки не просто этого не учитывают. Они ещё и организовывают эмоциональную накачку, мешающую затормозить и задать себе вопрос "надо ли мне это сейчас за такую цену". Завышая ценность "это" и старательно отвлекая от цены, а то и прямо объявляя её неважной.

При живом общении формата учитель-ученик таких грабель не будет. Потому что хороший учитель вовремя заметит, когда нужно прекращать мотивировать ученика, и нужно притормаживать. А то и в явном виде сказать ему, что никакой полезной деятельности, пока не поест и не поспит, потому что учитель предпочтёт живого и здорового посредственного ученика, а не мёртвого отличника.

И ещё одна грань.

Имхо, повышать мотивацию кого-то (в том числе и себя) честно только в общем пакете с дополнительным ресурсом. Мотивируешь "купи то-то" - дай денег. Мотивируешь "пойди в спортзал" - возьми на себя какие-то домашние обязанности, чтобы это время у человека освободилось. Мотивируешь "смотреть на мир под другим углом" - берёшь на себя ответственность за всё то, что человек распознал бы на подлёте, если бы смотрел под старым углом. Мотивируешь "пойти к врачу и вылечить то-то" - будь готов искать врача, водить за ручку, поддерживать морально и материально в течении всего квеста.

Всё остальное называется иначе. Разводом. Наёбкой. Попытками сделать себе красиво за чужой счёт. Допустимость - вопрос личной этики, но вот благодарности за это ждать не стоит. И уж тем более не стоит проделывать это с собой от имени автора очередной мотивирующей книжки (который по определению не даст ресурса читателю, и не собирается дать, и не может дать).
Tags: айе Таэри, пси
Subscribe

  • фото

    Под катом - несколько фоток из свежих. А шоб було. смелый и нахальный птиц коты гнездятся зелёнохвостая сорока две…

  • очередные фотки

    Под катом:) В небе над нами горит звездаааа... поймала Эмриса при правильном свете - чтоб было видно, что кот а не чёрная клякса…

  • фотки

    На этот раз немного. Зато без обработки. Муторное время, сложно что-то внятно делать внезапно получившийся кустик. Я на нём тренировалась…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments