Lomelind (lomelind) wrote,
Lomelind
lomelind

***

Продолжая про ведьму.
Пыталась сообразить, где в художественной литературе ведьмы описаны адекватно.
Увы, похоже, что нигде, разве что в некоторых сказках – но с учётом кучи перепевок одних и тех же сюжетов – нужно или указывать полностью конкретный текст, или не связываться.

В фентази полно ведьмочек на все вкусы. Начиная от моей любимой Вольхи Редной, и в общем нет им числа.

Но, если присмотреться – что для них дар?
Вундервафля, на сюжет и душу персонажа не влияющая никак.
«Уметь швырнуть во врага файрболлом» – с точки зрения смысловой схемы ничем не отличается от «уметь выстрелить во врага из лазерного пистолета и иметь таковой при себе». Целительские навыки шикарно моделируются «иметь аптечку и знать, как её применить». Более того, в хорошей фентази такого рода – магия не используется даже как вундервафля, задач, которые решаются только за счёт умения колдануть самого по себе – тупо нет. Просто – ещё один инструмент, вот такой.

Какое-то отличие персонажа от фона получается только за счёт привычного осознания «у меня есть инструмент, позволяющий какие-то задачи решать». Возможно, ещё принадлежность к гильдии, и соответствующий статус как место в мире.

Другой вариант – ведьма как некая чуждая (и в силу этого пугающая) сущность, чаще всего старуха. Или бабка, живущая в лесу, или женщина, вышедшая за рамки социума тем или иным способом.

Всё бы хорошо, но каждый чёртов раз – это взгляд снаружи. И осмысленность его примерно на том же уровне, что описание пользователем действий сисадмина из известного анекдота про «девять раз прокрутил стул, воздел руки к небу и пнул компьютер». Самое печальное – когда с этой позиции пишут вроде как от имени самой ведьмы, пытаясь описать не просто «она сделала то-то, персонаж отреагировал так-то», а и почему и зачем она поступила именно так, и что при этом чувствовала.

Если же сосредоточиться именно на образе, и не придираться к конкретике...
Анжелика годится, и ещё Мелюзина из той же книги. Но - именно книжный персонаж, не фильм, в фильме акценты съехали совсем не туда. Собственно, плюс-минус нормально видно - уже когда Анжелика в Америку попадает.
Леди Сотофа ещё годится, если оставить за кадром её девочек и политику.
Риа с Кооса - не фактически описанная злобная старуха с кучей проблем, а то, чем она могла бы быть, если бы жила в не сдвинувшемся мире.
Ещё бывают эпизодические всякие бабки-повитухи, знахарки которые выхаживают израненного героя и отправляют дальше воевать, и т.д. - но из них фильтровать сильно сложно.
и баба-Яга из некоторых сказок:) куда ж без неё:) Если прицельно смотреть - из тех, где она не хтоническое зло а страж границы, и правильно ведущему себя герою оказывает помощь.
Tags: магия
Subscribe

  • как сохранить состав для ванны

    Я не знаю как эту фигню правильно назвать. То ли недогидролат, то ли экстракт, то ли что. Берётся кастрюля, в неё складывается материал (в данном…

  • Достали!!!

    Комары достали и закусали! Ррррр!!!! Вдруг кто знает - какая есть долгоиграющая защита от комаров, работающая в условно открытом пространстве? Ну то…

  • удивления пост

    Интернет-заказы и идентификация клиента. Я привыкла к логичной схеме. Если ты уже заплатил за заказ - то нужно подтвердить, что ты и есть заказчик…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments