Lomelind (lomelind) wrote,
Lomelind
lomelind

Category:

про ошибки и обучение

На этот раз кат скорее для того, чтоб ленту большим объёмом не рвать.
Хотя тем, у кого сложности с ситуацией ответственности за то, что сделал другой разумный - может наступить на больное.


И снова мне не хватает слов русского языка (впрочем, остальных известных - хватает ещё меньше).
Есть ошибка как "я это сделал, но если бы тогда знал то, что знаю сейчас - то сделал бы иначе". От недостатка информации, от проблем с памятью. Ошибка в диктанте - не поставил запятую, потому что правило не выучил. Ошибка по жизни - например, подписал договор, не прочитавши мелкий шрифт, потому что не знал, что там может быть что-то существенное.
И задача "больше так не делать" решается довольно просто - узнать нужную информацию, запомнить или записать её, и пользоваться ею при делах такого рода. Чисто ментальное упражнение, ничего личного.

И есть другой вариант, который тоже можно в принципе назвать ошибкой. Принципиально другой.
Тоже характеризует ситуацию, когда результат действий какой-то не такой. Не совпадает с желаемым или эталонным.
Но - с "а мог ли я сделать иначе" - уже возникают сложности.
Потому что проблема здесь - не в "не знать", а в "не уметь".

Дивная фраза, уже не помню где в фленте мелькала.
"Я каждый день вижу, как сотни людей водят машину. Но это ничего не меняет в моём неумении её водить".

Проще всего видно именно на двигательных навыках.
Известно, что ехать хорошо бы по по прямой - но велосипед в неумелых руках приезжает в столб сам по себе, и даже закачивание в голову всего учебника по физике никак эту ситуацию не исправит.
Известно, что блинчик следует перевернуть лопаткой, вот-таким-движением, в тот момент времени, когда его верх перестанет быть жидким. Но почему-то блинчик оказывается на полу или на плите, и это ещё хороший вариант, потому что может оказаться и на второй руке горе-кулинара, а горячее сладкое тесто ещё и не сразу смыть получится. И опять же, загрузка в мозг хоть учебника физики, хоть химии, хоть кулинарной книги - не поможет ничем.
Известно, что нужно нарисовать вооот такой крючочек, как образец, и чтоб он относительно линеечек располагался именно так. Но если ручка в руках первый раз в жизни - то получится всё равно крякозябра, причём скорей всего и не того размера, и не той формы, и где там те линеечки, тут бы за пределы листа не вылететь. И опять же, лекция о том, "как надо" - последнее, что в этой ситуации могло бы помочь.

А ещё где-то в фленте мелькало, что чтобы двигательная штука получилась - её надо повторить минимум 40 раз. Повторить "как получится" - и тогда на какой-то раз получится "как надо",

Оно не только в движении встречается. Точно есть в социальных раскладах - особенно, если они ещё и эмоционально заряжены. Точно бывает и в том, где головой работают - если для выполнения задачи нужно удержать во внимании одновременно пять объектов, а помещаются только три. Точно бывает там, где задача чуть-чуть отличается от той, на которую уже есть готовый навык - и он противоречит текущей задаче, но руки-и-голова уже помнят, что надо делать именно вот так.

И вот для таких ошибок-от-неумения - есть дивный капкан.
Они не бесплатны, и ниже какого-то порога эту цену обучения для каждой конкретной деятельности снизить не получится.
При этом у ученика может не быть возможности самостоятельно эту цену заплатить.
И для этого нужен учитель.
Чтоб с одной стороны - показать, как надо (дать инфу), а с другой - предоставить правильное пространство для практики.
Дать возможность проделать показанное столько раз, сколько потребуется. Дать возможность получить последствия в том объёме, в каком ученик способен с ними справиться.
И скомпенсировать - своим ресурсом! - остальную часть последствий.
В большинстве случаев - это очень важно - не предотвратить, а именно скомпенсировать, когда всё уже случилось.
Если же предотвращать - то опять же, на своём ресурсе, донести до ученика, какой результат мог получиться, и найти способ помочь ученику получить какой-то другой результат.

Чтобы научиться жарить ту же яичницу - обязательно надо сколько-то раз её сжечь. Не специально сжечь, просто так получится.
Если над душой будет стоять взрослый, который сам вовремя сковородку с огня снимет - то научиться не получится. Чисто технически.
А вот придумывать, чем завтракать (и быстро, всем же надо разбегаться по работам-школам), если яичницу уже сожгли, а также, как отмыть несчастную сковородку, и хорошо, если только её - будет таки взрослый. И ему это по ресурсу точно встанет дороже, чем самому всё приготовить.

По жизни мне свезло на таких старших, которые после первой же ошибки такого рода - просто сразу решали, что "не умеешь, так не берись, никогда не получится", назначали это "не умеешь" постоянным свойством. И нет, не успокаивались на том. Попрекали, и вообще-то и сейчас продолжают. Периодически устраивая ситуации, в которых следовало продемонстрировать отросшее умение. Но - не давай возможности собственно учиться.
А ещё в их картине мира такая вот ученическая ошибка это ужас-ужас кромешный.
Это сейчас я знаю, что если в доме нет другой еды, кроме той, которую вотпрямщас готовят - то проблемы уже есть, шагом раньше.
И что коряво вырезанная деревянная ложка сгодится как минимум на дрова, и опять же, потратить деревяшку на попытку-результатом-которой-стали-дрова - явно не равно "пролюбить всё доступное дерево навсегда"
И что заболевшего зверя или человеческого детёныша - в большинстве случаев можно вылечить, а в оставшихся - обеспечить годное качество жизни с имеющейся болячкой.
И что новую посуду можно купить, плиту отмыть, кухню проветрить, а неслучившийся-блин отскрести от пола.
А неудавшуюся штопку назвать удавшейся тряпкой.
И даже тетрадный лист можно вырвать - или замазать корректором неудачную строчку, или даже оставить её для истории, а ниже написать другую.
А если рисовать в иллюстраторе, то и вовсе контрол-зет всё спасёт.

Но с точки зрения старших родичей, даже вот это, даже сейчас - чудеса и магия.

И это тоже хорошо потопталось.
Потому что учиться можно и без учителя. Если собственных ресурсов ученика хватит на компенсацию последствий ошибки.
Но если точно знать, что любая ошибка это ужас-ужас-запредельный - то их заведомо не хватит.
И от живого учителя сейчас мне чаще всего нужна именно от этого защита. Ну, кроме предоставления информации, конечно.
Внятное, вслух - что "ты можешь сделать столько попыток, сколько нужно, и мир выдержит, небо не рухнет на голову от того, что получится не сразу. У тебя хватит красок, кисточек и бумаги (ага, в иллюстраторе тоже - хватит красок, не кончатся), у тебя хватит времени, и меня тоже хватит - принимающего тебя с любым результатом, не обязательно сразу-идеальным".

А ещё эти странные люди считали и считают, что ошибки-от-неумения - намеренные. И что если оборжать совершившего, то это как-то поможет ему быстрее научиться.Например, вычитать странное в тетради первоклашки, потом пересказать вычитанное всем родственникам... В общем, они до сих пор меня этими словами дразнят. Больно. Особенно с учётом того, что, как показала практика - кому надо, вполне себе читают мой почерк адекватно. Да, даже детский его вариант - если я пишу левой рукой, то именно он и получается.

Tags: айе Таэри
Subscribe

  • как сохранить состав для ванны

    Я не знаю как эту фигню правильно назвать. То ли недогидролат, то ли экстракт, то ли что. Берётся кастрюля, в неё складывается материал (в данном…

  • Достали!!!

    Комары достали и закусали! Ррррр!!!! Вдруг кто знает - какая есть долгоиграющая защита от комаров, работающая в условно открытом пространстве? Ну то…

  • удивления пост

    Интернет-заказы и идентификация клиента. Я привыкла к логичной схеме. Если ты уже заплатил за заказ - то нужно подтвердить, что ты и есть заказчик…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments