Lomelind (lomelind) wrote,
Lomelind
lomelind

История Энн Ширли

Оказывается, от мультика "Энн из Зелёных Мезонинов" есть книжка и продолжение в формате книжки.
И эти продолжения (всё, что удалось найти, т.е. до конца первой мировой войны) я дочитала, ура
Где-то я про этот мульт уже писала, но никак не получается найти где именно.
Так что будет с ноля.

Под катом возможны спойлеры:)



Оказалось, что книжки от мультика отличаются в лучшую сторону. Почти ничего из того, что меня в мульте царапало - в книжках не оказалось.
И оказалось много другого интересного.

В первую очередь - атмосферность. Пространство, кинестетически ощущаемое, и с очень плотным временем. Событий не очень много, но среди них ни одного, которое было бы "ни о чём".
И вещность значимого. Еда, которую нужно готовить, и не просто абстрактно "приготовить ужин", а с подробностями что-чем-как, и эти подробности сюжетно значимы. Платье, которое нужно пошить, причём не абстрактно пошить, а на это нужна конкретная ткань, руки, выкройки, время, и т.д., и всё это тоже значимо.

Много-много бытовых подробностей, ярких по контрасту с современностью. Нижние юбки, комнаты для гостей, вязаные вручную чулки, печки-камины, горячие кирпичи или бутылки с горячей водой (это в постель кладут), шляпки как обязательный элемент одежды, само устройство дома (кладовки-погреба-комнатки) и понимание сколько комнат достаточно на семью из Х человек (завидующая мордочка)...

Ещё интересный момент - помощники по хозяйству. Воспринимаемые как нормальное явление. Т.е. их нанимают не только в ситуации "что-то не так", а пожалуй просто если нет своих на эту роль.
Есть бездетная тётушка - она помогает матери семейства вести хозяйство, нет тётушки - нанимают помощницу. Есть подросший сын - помогает отцу на ферме, нет сына - нанимают работника. Если мужчина работает на стороне (врач, священник), то тоже нанимают работника.
И вот так если посчитать, сколько народу нужно, чтобы вести дом - то получается не так и мало. 2-3 дееспособных женщины (подростков можно посчитать за половину человека, стариков тоже), если при доме есть ещё хозяйство, то больше. С мужчинами чуть сложнее - если фермы нет, а есть только дом, то достаточно периодически нанимать работника на разовые работы, если же ферма есть, то опять-таки на неё нужно не 1 а 2-3 дееспособных мужика. Итого получается 5-6 человек вместе - могут вести хозяйство, меньше - уже проблематично. Из этого следствия - разные варианты как люди кучкуются для такого дела, не обязательно именно в семью. И развитость таких форм кучкования.
Это и совместно снимаемый однополой молодёжью дом. И одинокий сосед, регулярно приходящий в гости (не с пустыми руками), и уходящий из гостей тоже не с пустыми. И пара старушек, съехавшихся вместе жить (и сдавших или продавших дом второй старушки чтобы было на что жить). И вариант "взять детей на воспитание" (с прицелом на то, что дети подрастут и будут помогать).

Ещё из бытового - общий фон достатка и грань, что этим достатком считается.
Пожалуй спецэффекты в основном от того, что шкала "что дорого и что дёшево" существенно отличается от привычной.

Так, молодая семья в составе "доктор и его жена" может себе позволить снять дом на двоих (в котором есть ещё место для ребёнка, для служанки, гостевые комнаты и т.д.), не вести натуральное хозяйство (выращивать только цветы в саду и возможно немного ягод), кормиться хорошо (и кормить служанку и гостей, ага), одеваться прилично, покупать книги и для доктора, и для его жены, держать породистую собаку, лошадь с экипажем (транспорт для доктора) - и при этом жена не работает, только дом ведёт. Всё это - на доходы мужа.
И через несколько лет такой жизни (максимум десяток, лень считать) - они могут себе позволить купить большой дом в центре города, старое родовое гнездо со всеми сопутствующими заморочками. А позже - прокормить то ли 6 то ли 7 (опять-таки, сбилась со счёта) детей, адекватно их одеть, оплатить их образование, плюс регулярно решать бытовые проблемы методом "заплатить такому-то чтобы он сделал что нужно".
И вот это - не является богатой семьёй, а позиционируется как средняя норма.

Ещё вариант. Молодая школьная учительница (правда там в школе обычно 1-2 учительницы на всё про всё:)) может себе позволить на своё жалование жить в чужом городе, снимать комнату, кормиться, одеваться прилично, ездить на выходные или каникулы домой, да ещё и за год отложить себе на год высшего образования (оплата обучения, снять комнату, покупать книги, питаться, одеваться, ездить домой).

И инвестиции в образование для женщины не являются тем, что непременно нужно отбить. Если она вышла замуж - дальше она ведёт дом, и по специальности не работает никак. И это не является проблемой, и никто её не пилит, что "лучше бы на приданое деньги потратила".

Экономической составляющей мир этой сказки не исчерпывается.
Ещё очень интересно показано женское сообщество класса серпентарий.
Базовые элементы конструктора:
- репутация семьи - является значимым ресурсом, причём работают с этим ресурсом в основном женщины
- почти всё, что происходит - происходит на виду у соседей
- рассказать что "я была у таких-то и видела то-то и то-то" - нормально и правильно
- скорость распространения информации очень высока
- при этом обобщения возникают на ровном месте, и ситуация "докажи что не верблюд" тоже.
Например миссис такая-то зашла к миссис сякой-то по какой-то хозяйственной надобности, и увидела, что у миссис сякой-то половики не постелены. Потому что вообще-то у неё генеральная уборка, но кого это волнует? Через день уже вся деревня знает, что миссис сякая-то - неряха, даже половики не стелит на пол. Что может негативно отразиться например на замужестве её дочери (которая в момент визита миссис такой-то ещё под стол пешком ходит).

Причём зарождение серпентария видно ещё на школьных отношениях. Когда "что скажет Джози" оказывается важнее, чем возможные объективные последствия.

И вот на фоне этого серпентария - некоторые женщины умудряются выстраивать нормальные (с моей точки зрения:)) отношения друг с дружкой. И кучковаться по этому признаку, учитывая серпентарий, но не впуская его в свой круг.

Сюда же столь любимое мной "как фактически сказать что нужно, при этом формально не сказав ничего сверх приличного" - но в отличии от аббатства Даунтон, здесь вокруг полно детей, которые ещё не в полной мере владеют таким скиллом, и поэтому понимают всё довольно замысловато, и действуют исходя из этого понимания. Результаты бывают разные.

И самый важный для меня кусочек - вся серия хорошо показывает сохранение ресурса между разными фазами женской жизни. В противовес к классическому "а теперь забудьте всё, чему вас раньше учили, и выбросьте всё, чем раньше пользовались".
Причём это не тупо сохранение ("сначала вышиваем салфеточки, а потом, замужем - пользуемся ими"), а именно конвертация в применимую форму. Детские игры - как обучение и как набор базы здоровья, на которую можно будет потом опереться. И социальные контакты, куда же без них. Молодость - как набор впечатлений и эмоций, и запас света-и-добра (лень слово подбирать) в душе. Сюда же обучение и (в варианте Энн) работа учительницей - реализация в миру. Потом замужество, и дети, с которыми делиться вот этим, ранее собранным. И уже совсем другие отношения с окружающими - очень чётко по обращениям видно. По имени или же "мисс+имя" - к женщине обращаются только те, кто её до замужества знал. Остальные - только "миссис+фамилия" (дальняя дистанция) или "миссис+профессия/имя мужа" (ближняя дистанция). Вроде и мелочь - но совсем иначе звучит.

Tags: книжное
Subscribe

  • ***

    Хорошее доказательство неправильности окружающей жары. Даже котики предпочли перебраться в комнату с кондиционером, хотя обычно они его не жалуют.

  • мелкая бесячка

    Заказываешь из инета какую-то хреновину небольшую. Хреновинами торгует куча продавцов. Выбираешь того, который в твоём же городе - чтоб за доставку…

  • :)

    Стала старше на год. Поздравления и пожелания складывать в комменты:)))

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments