Lomelind (lomelind) wrote,
Lomelind
lomelind

Сейм

Так получилось, что свалился на меня квест раздать долги - по крайней мере какие могу. Так что выкладываю давно обещанное описание августовского похода по Сейму. Фоток пока что нет - они на непроявленной пленке. Если будет угодно Судьбе - выложу когда-нибудь, а пока что хоть так...

Итак, экипажы
Флагман: таймень-2 в составе Ломелинд (капитан), Сережа (Матрос), Мыш и Карамон (юнги, они же трюмные крысы, они же синоптики, они же фамиллиары)
Обоз: таймень-2 в составе Виктор (капитан) и Наждежда (матрос).

Второй экипаж стал обозным потому что на флагмане плыли крысы и гитара. Клетка с гитарой занимали половину полезного пространства грузового отсека, а главное, достаточно много продуктов несовместимы с крысами в одной палатке/надолго в одной байдарке - эти звери однажды за несколько дней банку шпрот открыли, так что пластиковые бутылки с крупой точно были бы изгрызены.

31.07
Заброска на реку. Сначала электричка Киев-Конотоп (№814, утро). Через 20 минут на ту же платформу прибывает дизель Щорс-Ворожба (в сторону Ворожбы). На нем добрались до станции Клепалы.
От станции до реки достаточно далеко - для груженой группы. Но на станции оказалась подвода, и в две ходки нас вывезли на луг, где паслись коровы и гуси. Тактический просчет - магазин находится в селе, и от реки к нему возвращаться печально. Имеет смысл или сразу закупить все в Киеве (тем более что де-факто перемещаться своим ходом не пришлось), или хотя бы попросить подождать пару минут у магазина.
Собственно как следствие прикола с магазином, не успели уйти до сумерек - только собрать байдарки. Ситуацию также осложнил начинающийся мелкий дождик - пришлось ставить палатки, а уходить в 5-6 часов вечера с обустроенного лагеря никому уже не хотелось.

1.08
С утра ветер гнал по речке восхитительный туман, теплый и ласковый в лучах восхода... Вода - прозрачная (стоя по грудь можно разглядеть пальцы ног), течение быстрое (то есть стоять так можно очень недолго), речка относительно мелкая (мне удалось вброд достичь противоположного берега, так и не замочив волос).
Часам к 8-ми туман сменился мелким дождиком...
В 10 наконец-то выползли на воду. Берега красивые, классические - с одной стороны обрыв, с другой - коса (с кустами чего-то вроде вербы). Русло чистое, лавировать приходится только иногда на поворотах - чтобы не сесть на мель. Единственная проблема - солнце во второй половине дня светит преимущественно в глаза, а когда наконец-то благословенные тени перекрывают реку, народ уже жаждет падать на стоянку - тем более что в Путивль нам надо утром, а никак не вечером.
Из заметных ориентиров - прошли под автомобильным мостом (отмечен на карте Сумской обл.), ни одного села в пределах видимости с реки не было.

2.08
С утра дождь. Никто никуда плыть не хочет, стоим и ждем погоды.

3.08
С утра загадочно-невероятное небо - оно одновременно и солнечное, и готово затянуть все и поляить дождем. Именно такая вот точка бифуркации... к 11 удалось разогнать тучи - если не на небе, то хотя бы в мозгах и выплыть.
В 11.30 доплываем до развилки перед Путивлем. То, что отходит влево, отмечено на карте как речка Любка, но выглядит и воспринимается как основное русло. Мы же уходим направо - в старицу, потому что так можно попасть в монастырь.
Старица периодически заросшая водорослями, но вполне проходима. Течение несколько слабее чем в основном русле, но стоячей воды не замечено.
За очередным поворотом открывается монастырь на горе. Речь идет о Молченском женском монастыре. Именно здечь когда-то жил Лжедмитрий (вот только тогда монастырь был мужским).
Когда мы поднимались к монастырю, накрапывал мелкий дождик. Но стоило войти в ворота - и нас ослепило солнце на ярко-голубом бездонном небе. Со стены открывается шикарный вид - как будто летишь в этой бесконечности над бескрайней землею - и ни тучки, ни облачка, а есть только ты и вечное небо.
В монастыре идет ремонт, восстанавливаются остатки каких-то зданий. Церковь (Рождения Богородицы) недавно расписана заново - но это не просто здание-музей, там действительно что-то есть. (кто меня знает - тот поймет. Я не просто смогла войти без проблем - я не хотела уходить. там так спокойно и ласково, и тихо, и солнечно... было, пока наши мужчины не посмотрели все что хотели и не вернулись за мной... варвары...). А еще что меня впечатлило - монашка, молоденькая девушка, вела кур по двору. именно вела - как квочка, а не гнала с матом как сельские бабки. И они шли за ней.
Ну и пожалуй еще то, что ворота открыты - заходи, кто хочет. То же и с церковью - только на входе сидит бабка-монашка (точнее не на входе, а во флигеле, через который и входят собственно в церковь - центральный вход закрыт то ли на ремонт, то ли еще по каким-то причинам), так вот эта бабка инициативу не проявляет, не мешает - просто сидит, свечки продает да на вопросы может ответить ежеди спросит кто.

Выше монастыря находится "супермаркет" - магазинчик, в котором на самом деле выбор еще меньше, чем в классических сельских лавках. Но такова была политика завхоза - не тащить с собой весь запас, а закупать по дороге.

Наконец-то выплываем (сначала я с мужской половиной ходили в монастырь, потом в монастырь с заходом в магазин ходили Надя с мужчинами). От стоянки у монастыря до первого моста около часа весломашества по заросшей реке. На флагмане начинаются психологические проблемы - мысленно я все еще там, в небе и бездонных глазах Божьей Матери, а 12-летний матрос еще не плавал по настолько заросшей речке, да и набегался вверх-вниз, и начинает капризить на ровном месте - а не заблудились мы и где мама. Первый мост - автомобильный. почти сразу за ним - деревянный, а за ним - остатки старой мельницы с островом посередине реки. Обнос идет по правому берегу - надо пристать к мосткам и пройти по тропинке к пляжику. Приставать удобнее к левому берегу, но там не пройти.
Что интересно, из имеющихся у меня 2-х описаний этого куска в одном этот капкан не упоминается вовсе (а из-за водорослей-кустов-острова капкан неочевиден до последнего момента, а выгребать между свай против течения, рискуя влететь в мостик, под которым тоже проход не подарок - то еще счастье), а во втором - упоминается как "проводка в заторе за мостиком". Проводка невозможна - слишком часто забиты сваи, да и течения хватит чтобы сбить с ног и протащить (я пробовала пройти до того места где думала попытаться провести - не дошла).
Через полчаса после обноса протоки, разошедшиеся перед Путивлем, вновь сливаются. Стоим на левом берегу возле соснового леска.

4.08
Поздний выход после вчерашнего. Солнце жарит, а в воде особо не охладишься - холодная слишком, сердце хватает. Встретили группу Сумских новичков - точнее толпу. На флагмане очередной бунт - мне хочется плыть так, чтобы в пределах моей видимости не было левых байдарок, а Сережке - потрындеть с сумчатыми. В итоге ночью падаем куда попало, причем имхо рано - а остальные чем-то недовольны. Но явно не тем, что стоят в комарином раю

5.08
Дневка - клится флагман. У этой прелести на минуточку рассохся за зиму шов на заднем киле - и поэтому плаванье происходило в луже, невзирая на фартук и вымакивание. Подмоченный обед стал последней каплей.
Проблема была в том, что сначала неочевидно было, где течет. Пришлось байдарку замочить и отследить - а потом сушить, частично разбирать, клеить, снова сушить, собирать.... От нечего делать снова пошли психологические разборки - типа кто тут адмирал и чего делать не надо - хотя вроде в Киеве четко договаривались, что веду я и т.д. А еще эти **** учинили в моей палатке кавардак - я по доброте душевной выдала им по горсти сухариков из бутылки-заначки, а потом бросила ее в палатку. Так вот, они ее искали, естественно не нашли - им не пришло в голову что она может быть в спальнике - но после этого уже я ничего найти не могла, а выпущенные погулять крысы погрызли бепантен, про который я была уверена что он в косметичке которая в "косметичке", которая под мешочком с консервами.
Вода в реке после Путивля мутная, продукты кончаются (привет завхозу, так и не привыкшей к тому, что на 4 человека 2 банки консервов на день - мало, но при этом не желающей для уменьшения общего веса продуктов переходить ни на один из более здравых вариантов)...
В общем, обратный ход маятника

6.08
Куда-то плывем. Прошли Мутин (есть мост, но сам Мутин в стороне от реки, и к нему далеко идти). Закупились в селе Желдаки (после Мутина), вскоре после этого упали на стоянку.

7.08
Сел в пределах видимости нет. Адекватных стоянок - тоже. Упали на каком-то пляжике - правда со столиком. лавочками, и сеном под палатки

8.08
Проплыли под ж/д мостом в Лысогубовке. отсюда можно было бы уехать в Киев, но нам еще рано. На высоком правом берегу нашли хорошую стоянку - поляна, недалеко от нее что-то вроде лесоповала. Вот только обрывистая тропинка со ступеньками - то еще счастье, особенно с байдаркой в зубах.

9.08
Река сильно петляет, поэтому прошли мало. Чуть не вмазались в дерево - шли под высоким берегом чтобы хоть как-то поберечь глаза от солнца - и тут вдруг из солнечного сияния "посреди реки" (метра 3 от берега) - растет дерево. По-видимому, оно просто сумело уконениться, съехав с обрыва.
Остановились не доходя до Батурина на левом берегу на уютненькой поляне, оказавшейся комариным раем.

10.08
Выход в 12 - психологические проблемы на флагмане.
В 13 - первый из Батуринских мостов.
Останавливаемся на пляже напротив леска из серебристых тополей. Именно отсюда ведет дорога "в центр" - то есть к магазинам, кафешке и предположительно музею. Кафешка достаточно адекватна, единственная проблема - нужно ждать пока приготовят заказ. Вместо музей - только его административное здание, а к самому музею (усадьба Кочубея) нужно еще пройтись, в администрации расскажут как. Идти минут 40 по солднцу - я обломалась и пошла сторожить байдарки в надежде что так быстрее будет чем двумя парами ходить. Побывавших музей впечатлил камерой пыток в подвале, и тем, что Кочубей, шляхтич, имел такой маааленький домик - всего 4 проходные комнаты
Ночуем на выходе из Батурина все в тех же серебристых тополях.

Дальнейшие записи подпорчены крысами и водой

11.08
Ночевка где-то за Кербутовкой

12.08
Выход в Десну. Много пляжей, которые обплывать намного сложнее - речка широкая, а коса может идти и чуть ли не вплоть до второго берега. Много народу - рыбаки и просто отдыхающие, по сути каждый пляж - занят. Где-то за Бутовкой нам "подарили" стоянку отъезжающие байдарочники - за ними пришел автобус. Стоянка шикарная, но близость к цивилизации имхо все портит

13.08
Дневка. Пытались поход в Бутовке найти синтомициновую мазь для одного из учатников, очень удачно распоровшего ногу мидией - безуспешно. Местный фельдшер даже не знает, что это такое.

14.08
Приплыли в Макошино, стоим практически под ж/д мостом. Все прелести цивилизации нас настигли. Уехать отсюда можно только на дизеле Щорс-Ворожба, в сторону Ворожбы добраться до Нежина или Конотопа - а там пересесть уже на Киевское направление. Ходит сие счастье 2 раза в сутки - ранним утром (5-6 часов) и вечером. Сушим байдарки.

15.08
На утренний дизель не успели даже проснуться, не то чтобы собраться. Зато пересеклись еще с двумя группами - одна сходила тут же, но они не сушили байдарки, а прямо так и собрали. Другая же - пара колоритных мужичков - решали, уезжать им отсюда или дальше плыть. Мы ушли со стоянки до того, как они решили:)
От моста до станции 2 км. Учитывая неходябельность группы наняли подводу, которая и доставила нас на станцию.
На станции очередной прикол - выясняется, что отсюда-то мы уедем, но не факт что успеем на пересадку даже в Нежин. Решаем рискнуть (как показывает дальнейший опыт - зря. В Макошино уже привыйли к байдарочникам, да и небольшой уютный зал ожидания был полностью в нашем распоряжении....)
В Нежине были около полуночи. Выяснили, что ближайшая электричка на Киев около 4-х утра и окопались в зале ожидания - достаточно полном и душном, но народ не хотел выползать под срывающийся дождик и в туман.
Пытались поспать хотя бы по очереди. Стулья с такими ручками что гхыр уснешь. Составили из рюкзаков да ковриков нечто вменяемое хотя бы для Сережки - так к нам прикопалась тетка-вокзальщица что типа "не положено", хотя почему - непонятно. Ну ладно там еще взрослый, который один - обокрасть могут или еще что, но ребенок, да еще с группой - кому он мешал?!
Зато пререкаясь с вредной теткой было не так скучно ждать электричку

16.08
Как ни странно, не мы одни хотели уехать этой электричкой. Ситуация осложнялась тем, что электричка - конотопская, то есть уже не пустая.

Таким образом, выгоднее уезжать из Макошино утренним дизелем, можно даже заночевать на станции, ехать в Конотоп (копейки разницы), и в Конотопе с комфортом устроиться на электричку Конотоп-Киев

Еще одно ноу-хау похода - новый метод перевозки крыс.
Когда я первый раз брала с собой крысика на байдарку, он сидел в сумочке, а спал в моем спальнике. Основной проблемой стало то, что несмотря на предварительное обучение, он категорически отказывался сидеть в сумке в ситуации страха (например в разно-пахнущей шумной толпе на вокзале), или просто когда ему это надоедало. В поезде еще можно было выгулять его по верхней полке на поводке - но на плаву свободно бегающий по байдарке крыс это не совсем хорошо (может испугаться и прыгнуть на берег, например. да и случись что, неочевидно как его ловить в воде)
Следующим этапом была клетка, она удобно становится и в байдарку и в машину. Но возить в клетке крыс в общественом транспорте проблематично - слишком многие к ним неравнодушны, и, увы, в худшую сторону. К тому же, никакого ветиринарного паспорта на крыс у меня нет.
На этот раз бралась клетка, а также большая китайская сумка - в нее как раз удобно ставится клетка, только поилку пришлось перевесить ,чтоб не слетала. В ту же сумку можно положить бутылку с водой, коврик, попсер - они и под рукой, и не потеряются.
Осталось только придумать как закрепить это дело к рюкзаку. А то у меня планируемая выкладка выглядела так: рюкзак, на нем гитара, в руках тачка с байдаркой, и на ручках ее висит сумка с крысами. На практике же мне достаточно часто вместо тачки с целой байдаркой пытались всучить тюк с полбайдарки - из гуманных, млин, соображений - на препятствии типа ступеньки есть моменты когда весь вес этого счастья приходится на руки+пресс/спинка, а 30 кг для девченки типа много... Соответственно если мне суют тюк с полбайдарки, то сумку с крысами приходтся вешать на плечо, а это больно и нехорошо...